Понимание психологии пациента с гиперчувствительностью дентина

Стоматология и психология

Думают ли пациенты и стоматологи, что гиперчувствительность дентина – это незначительная проблема здоровья полости рта или хроническое состояние?

Данные социологических и психологических научных работ на более широкие темы позволяют предположить, что изменение восприятия гиперчувствительности дентина может помочь пациентами справиться с этой распространенной проблемой полости рта, а также способствовать укреплению взаимоотношений между стоматологом и пациентом.

Не пришло ли время по-новому посмотреть на гиперчувствительность дентина?

По имеющимся данным, от гиперчувствительности дентина (ГД) страдает каждый третий в мире.1 В России это каждый второй человек.14 Распространенность этого состояния может означать, что как пациенты, так и стоматологи считают его незначительной проблемой со здоровьем. Тем не менее, даже при легких симптомах меры по преодолению ГД могут повлиять на повседневную деятельность пациентов.

«Мы знаем, что влияние этого состояния на некоторых людей может привести к действительно существенному воздействию на качество жизни, связанное со здоровьем полости рта», – говорит профессор Бэрри Гибсон, профессор социологии медицины, факультет клинической стоматологии университета Шеффилда. Он добавляет, что влияние ГД на людей может варьировать от очень слабого до предсказуемого и становящегося частью "анамнеза жизни".

Дает ли это стоматологам возможность по-новому взглянуть на ГД? «Рассмотрение ГД в качестве хронического состояния означает, что стоматолог может видеть, что оно может прогрессировать. Это состояние может быть долгосрочным и требовать лечения», – добавляет профессор Гибсон.

Понимание возможного перехода здоровья в болезнь очень важно и может предлагать долгосрочные преимущества для взаимодействия стоматолога и пациента, которое происходит, не только когда пациент находится в кресле стоматолога. Осознание того влияния, которое может оказать это несложное состояние зубов пациента на его реальную жизнь, может помочь изменить взаимодействие между пациентами и стоматологами, – считает доктор Кула Асимакопулу, преподаватель психологии здоровья в Королевском колледже Лондона. – «Необходимо построить отношения, используя легкие, простые и мягкие способы решить эту проблему, чтобы фактически завоевать доверие и уверенность в отношениях с пациентом».

«Мы знаем, что влияние этого состояния на некоторых людей может привести к действительно значимому изменению качества жизни, связанного со здоровьем полости рта»

Это не главная проблема – но она имеет важное значение

Исследования, проведенные командой профессора Гибсона, показывают, что «Гиперчувствительностью дентина в течение многих лет пренебрегали, упрощали и превращали в несуществующую проблему».2 Несмотря на то, что это стало неминуемым последствием существенного внимания общественного здравоохранения к проблеме кариеса, профессор подчеркивает, что теперь мы видим состояния, которые являются прямым результатом улучшения ухода за полостью рта, например, гиперчувствительность дентина из-за чрезмерной чистки зубов. 

С точки зрения стоматолога, ГД – это распространенное состояние. В проведенном компанией GSK опросе стоматологов из разных стран 45% сообщили о том, что диагностируют ГД не реже одного раза в день.3 Естественно, что пациенты, не озабоченные ГД, реже обращаются за помощью к стоматологу: 42% в сравнении с 82% пациентов, которых эта проблема очень беспокоит.4 Тем не менее, даже среди пациентов, которых ГД беспокоит меньше, примерно у половины симптомы возникают не реже раза в месяц, а более половины страдают от симптомов каждую неделю.5

Несмотря на то, что этот опыт с ГД в целом похож на опыт пациентов, которым она доставляет очень большой дискомфорт, эти люди с "легкой" формой гиперчувствительности обычно не считают, что у них есть это "состояние", они просто иногда испытывают гиперчувствительность и нашли способы справляться с ней, изменяя образ жизни.6,7 Но почему им нужно это делать? Профессор Гибсон считает, что стоматологи могут пренебрегать возможностью взаимодействовать с существенной долей своих пациентов: «Многие участники [нашего исследования] указали, что считали гиперчувствительность дентина частью своей жизни».

Подсознательные действия по снижению чувствительности

Это хроническое состояние, но...

Это подчеркивает тот факт, что ГД – это хроническое состояние. «Основываясь на классической социологической литературе, я могут сказать, что гиперчувствительность дентина, несомненно, имеет все признаки хронического заболевания», – подтверждает профессор Гибсон.

ГД может изменять поведение пациентов, ограничивать их пищевые привычки, заставлять их вносить адаптационные изменения в повседневную жизнь и влиять на их социальное взаимодействие, а также оказывать эмоциональное влияние и изменять их восприятие самих себя.8

Профессор Гибсон признает, что одной из проблем является отсутствие понимания прогрессирования ГД. «Но она может прогрессировать, и с некоторыми людьми это определенно происходит. И когда это происходит, это действительно оказывает значимое влияние на повседневную жизнь».

...почему люди не жалуются?

Проще говоря, люди с ГД уже научились справляться с этой проблемой, даже те, кто говорит, что она их беспокоит не очень сильно, изменили свой образ жизни для решения этой проблемы.9

«Один из основных признаков наличия у вас обострения хронического состояния – это ограничения, накладываемые на выполнение повседневных задач. Стоматологи и пациенты, которые не очень серьезно относятся к этому состоянию, поступают так, потому что они быстро адаптировались, ведь боль заставляет вас адаптироваться», – объясняет профессор Гибсон.

Фиксация нюансов влияния ГД на качество жизни привела к разработке Опросника по изучению гиперчувствительности дентина (DHEQ), который является валидированным и специфичным для этого состояния инструментом, используемым для оценки реакции на изменение показателей качества жизни, связанного со здоровьем полости рта, у пациентов с ГД.10,11

В исследовании, использовавшем опросник DHEQ, выяснили, что пациенты с ГД могут выполнять три вида адаптивных действий:10,12

Это состояние также оказывает эмоциональное воздействие. Исследования показали, что 89% пациентов считают, что ГД вызывает раздражение, при этом аналогичная доля пациентов говорят, что она заставляет их нервничать.10,12

«Гиперчувствительность дентина требует целого ряда адаптивных моделей поведения, чтобы избежатьболи и чувствительности», – объясняет профессор Гибсон.

Все в порядке – я могу прожить без чашки горячего чая

«Мы используем модель изменения поведения COM-B* для обсуждения способностей, возможностей и мотивации. Эти люди поставят флажки во всех трех ячейках опроса об изменении поведения. Только в этом случае их очевидный успех в решении этой проблемы в краткосрочной перспективе, вероятно, будет означать, что они с меньшей вероятностью захотят обратиться к стоматологу, чтобы решить эту проблему в долгосрочной перспективе, если стоматолог сам не поднимет этот вопрос и не предложит действительно легкое решение».

Важным может быть то, кто инициирует обсуждение этого вопроса. Проведенный недавно компанией GSK опрос стоматологов во всем мире показал, что 53% из них считают, что поднимать тему ГД с пациентами должны именно они.3

Тем не менее, после начала обсуждения этой темы, "легким решением", о котором упоминает доктор Асимакопулу, может стать просто рекомендация зубной пасты для пациентов с гиперчувствительностью дентина. Ежедневное использование зубной пасты для гиперчувствительного дентина может значимо снизить влияние ГД на качество жизни через 8 недель, в частности, эмоциональное влияние, уменьшить ограничения, накладываемые на пищевые привычки, а также связанные с изменением привычек пациентов.10-12

*Модель поведения COM-B широко используют для определения того, что нужно поменять для эффективного изменения поведения. Это произойдет только тогда, когда заинтересованное лицо обладает способностью (С) и возможностью (О) участвовать в поведении и более мотивировано (М) осуществлять это поведение (В), чем любое другое поведение.

Модель: COM-B

Изображение: модель изменения поведения COM-B (по материалам Michie, et al, 2011)13

Давайте поговорим о гиперчувствительности

Чем лучше стоматолог осознает проблему ГД, тем больше он может повлиять на жизнь своих пациентов. Доктор Асимакопулу считает, что ГД предлагает стоматологам шанс взаимодействовать с пациентом, используя простую модель изменения поведения. «ГД – отличная возможность для этого. Итак, есть проблема и есть ее решение, заключающееся в зубной пасте, которую вы рекомендуете пациенту, и которая сделает проблему более управляемой. Я считаю, что ГД предлагает стоматологам возможность ассоциироваться у пациента с успешным изменением поведения».

Тем не менее, исследования показывают, что наличие времени может влиять на то, поднимают ли стоматологи такие проблемы, как ГД: 31% стоматологов утверждают, что они уделяют недостаточно времени на понимание поведения пациентов, связанного с обеспечением здоровья полости рта, и примерно каждый четвертый говорит, что они недостаточно времени уделяют рекомендациям по поводу таких действий.3

Однако игнорирование ГД четко дает пациенту понять ваше отношение к проблеме. «Стоматолог, который игнорирует нетяжелое состояние, дает пациенту понять, что оно не слишком важно, не стоит их времени и внимания, и пациенту не следует о нем беспокоиться. Мы знаем, что в таком случае это состояние будет развиваться в фоновом режиме, оно не исчезнет за одну ночь и останется мелким неудобством, а не большой проблемой со здоровьем», – отмечает доктор Асимакопулу.

Профессор Гибсон согласен с этим и поднимает тему прогрессирования, когда ГД начинает причинять пациентам больше неудобств: «Что случится, когда позднее у этого пациента ГД начинает прогрессировать и превратится в настоящую болезнь? Они с большим раздражением будут думать о стоматологе, который не поднял этот вопрос».

«Я считаю, что ГД предлагает стоматологам возможность ассоциироваться у пациента с успешным изменением поведения».

Чувствительность означает успех

Изменение способа восприятия ГД от несущественного, легкого состояния до хронической жалобы, которая может оказать значимое влияние на качество жизни пациента, дает стоматологу возможность взаимодействовать с пациентом и ассоциироваться у него с успешным и легким изменением поведения.

Это не только может помочь пациентам лучше справляться с проблемой, но также улучшает отношения между стоматологом и пациентом как в кратко-, так и в долгосрочной перспективе.

Значок семьи

Влияние на качество жизни пациентов

Узнайте о влиянии гиперчувствительности зубов на повседневную жизнь пациентов.

Подробнее

От обсуждения к диагностике

Диагностика для укрепления отношений

Выявить гиперчувствительность дентина у ваших пациентов можно с помощью одного простого вопроса, который также даст возможность для более подробного обсуждения здоровья полости их рта в целом.

Узнать больше

Доктор Лиз Митрани

Практика коммуникации

Хорошие коммуникативные навыки позволяют добиться доверия пациентов. Проактивные вопросы о нетяжелых патологических состояниях полости рта, например, гиперчувствительности дентина, позволяют стоматологам продемонстрировать эмпатию и добиться доверия пациентов.

Узнать больше

Значок образцов

Сообщения о нежелательных явлениях

Если Вам стало известно о нежелательных явлениях, возникших в процессе применения препаратов GSK, пожалуйста, сообщите нам об этом по электронной почте или по телефону.

Подробнее

Ледяной леденец значок

Материалы для пациентов

Скачайте материалы для ваших пациентов.

Узнайте Больше

 Значок ресурсов пациента

Гиперчувствительность: обзор

Узнать больше о гиперчувствительности дентина.

Узнать больше